Вилочные погрузчики
Самоходная складская техника
Гидравлические тележки (рохли)
Гидравлическая складская техника
Штабелёры с эклектроподъемом
Ручные штабелёры
Подъемные столы
Самоходные тележки
Самоходные штабелёры
Ричтраки
Узкопроходные штабелёры
Прочее оборудование
Электрические погрузчики
Дизельные погрузчики
Газ-бензиновые погрузчики
Поломоечные машины
Ножничные подъемники
Такелажные/подкатные платформы
Новости и статьи

Центр тяжести погрузчика

Центр тяжести трехопорного вилочного погрузчика. Удержание центра тяжести вилочного трехопорного погрузчика в пределах треугольника устойчивости. Определение центров мас, центровка погрузчика
Обсуждение основ эксплуатации вилочного погрузчика невозможно представить без рассмотрения понятия центра тяжести и треугольника устойчивости. Одной из ключевых компетенций операторов, приобретаемых ими в процессе обучения, становится умение поддерживать центр тяжести трехопорного погрузчика внутри границ треугольника устойчивости.

Система трехточечного подвеса

Вилочные погрузчики оборудованы специальной трехточечной подвеской. Эти точки располагаются над двумя передними колесами и посередине задних. Если мысленно соединить эти три точки прямыми линиями, образуется так называемый треугольник устойчивости. Задача оператора заключается в постоянном контроле положения общего центра тяжести погрузчика вместе с нагрузкой, чтобы избежать ситуации, при которой погрузчик теряет устойчивость и переворачивается.

Согласно статистике производителя оборудования для повышения безопасности труда и защиты товаров, именно опрокидывания являются самыми распространенными происшествиями среди аварий с участием вилочных погрузчиков, составляя около четверти всех зарегистрированных происшествий. Опасность представляют факторы, такие как тяжелые или неравномерно расположенные грузы, перемещение по уклону или пересеченной местности, выполнение поворота с поднятым грузом. Все это способно вывести общий центр тяжести за границы треугольника устойчивости, создавая угрозу катастрофы.

Определение центров масс

Центром внимания должно стать не только расположение центра тяжести самого груза, но и комбинированный центр тяжести системы "груз + погрузчик". Прежде всего рассмотрим определение центра тяжести груза, называемого также центром нагрузки. Для типичного симметрично расположенного груза, такого как товары на поддоне или рулоны материала, этот центр определяется достаточно легко. К примеру, для однородного груза на поддоне размером 48 дюйма (около 122 см) центр нагрузки располагается на отметке примерно 24 дюйма (примерно 61 см). Это значение часто используется производителями малотоннажных моделей вилочных погрузчиков.

Однако если нагрузка расположена асимметрично (например, мотор двигателя или иной нестандартный объект), оператор обязан внимательно оценить положение её центра тяжести. То же самое касается крупных объектов, чей центр тяжести расположен существенно дальше, чем стандартные 60 сантиметров. Информация о максимальной нагрузочной способности конкретного погрузчика приводится производителем на заводском шильдике устройства и включает конкретные значения высоты подъема и расположения центра массы груза.

Если реальный центр нагрузки выходит за рамки расчетного значения, максимальное количество переносимой нагрузки резко уменьшается.

Центровка погрузчика

Погрузчику присущ собственный центр тяжести, который смещается вперед при подъеме груза. Важно учитывать, что при перемещении тяжелых предметов центр тяжести стремится выйти за пределы безопасной зоны, ограниченной треугольником устойчивости. Подъем чрезмерно тяжелого груза увеличивает риск потери равновесия.

Для безопасной эксплуатации рекомендуется соблюдать простое правило: размещать груз как можно ближе к полу, осторожно управлять движением при выполнении разворотов, торможениях и ускорениях. Обязательно использование ремня безопасности оператором.

Особые меры предосторожности требуются при работе на пандусах, склонах и иных участках с неровной поверхностью. Категорически запрещается поднимать или разворачивать погрузчик с грузом на таком покрытии. Любые подобные манипуляции приведут к резкому изменению центра тяжести и выходу его за пределы треугольника устойчивости.

Важно помнить, что при движении пустого погрузчика вверх по пандусу его вилы всегда должны быть обращены вниз, а при транспортировке груза — в направлении вершины пандуса, чтобы исключить вероятность падения груза.

В экстренной ситуации, когда погрузчик начал терять устойчивость, специалисты настоятельно советуют водителю остаться в машине и прижаться к стороне, противоположной направлению падения. Удерживая крепко рулевое колесо и упираясь ногами в пол, водитель сможет минимизировать последствия аварии.